Трудоустройство иностранных граждан — вся правда!

Трудоустройство иностранных гражданТрудоустройство иностранных граждан в России достаточно сложный вопрос, требующий принятия ряда решений и подачи необходимых уведомительных документов в очень короткие сроки. В статье мы хотели обсудить и поставить точку в вопросе необходимо ли при трудоустройстве граждан Республики Беларусь и заключении с гражданами Республики Беларусь трудового договора уведомлять Управление по вопросам миграции МВД РФ. Вопрос об отсутствии указанного выше обязательства обосновывается межгосударственным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, давайте разберёмся кто же прав

Трудоустройство иностранных граждан начинается с трудового договора

В Российской Федерации основным документом, подтверждающим возникновение трудовых отношений является трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. Поскольку речь пойдет только о трудовых отношениях с гражданами Республики Беларусь, описывать разрешительную документацию для осуществления трудовой деятельности в статье мы не будим, а обратим внимание на пункт 8, статьи 13 Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Новая редакция указанного Федерального закона, подразумевает уведомление МВД о заключении трудового договора с любыми иностранными гражданами, в том числе гражданами Республики Беларусь без исключения.

В данном случае не стоит забывать о наличии множества межгосударственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь устанавливающих ряд правил, которые по юридической силе превышают внутригосударственные нормативные акты. Подтверждением выше сказанному служит статья 15 пункт 4 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Одним из подобных соглашений является Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» определяющее взаимные обязательства в трудовых отношения, для граждан стран участниц, Решение действует на основании Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства».  В статье 1 Решения закреплено безапелляционное правило: «Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.» Исходя из требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», уведомление Управления по вопросам миграции МВД России о заключении трудового договора является порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы и не может применяться в отношении граждан Республики Беларусь.

Трудоустройство иностранных граждан – что в итоге?

С 2015 года, после внесения изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» позиция ФМС и юристов не совпадала. Трудоустройство иностранных граждан поставили на «конвеер» применяя одни правила и требования ко всем иностранцам.  Несмотря на наличие действующего международного правового акта, ФМС придерживалось позиции о необходимости уведомлять ФМС о заключении трудового договора с любым иностранным гражданином. Причины подобной некомпетентности контрольно-надзорного органа государственной власти определить невозможно, поскольку в большинстве случае ответы на обращения в ФМС составляются быстро и однозначно.  После расформирования ФМС полномочия в сфере контроля и надзора в миграционной сфере были переданы МВД РФ. В 2018 году позиция МВД стала прямо противоположной позиции ФМС 2015-го года. Уведомлять нет необходимости и нарушением подобные действия не являются.

Стоит отметь, что точку в данном вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации, Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года суд прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России. Трудоустройство иностранных граждан осуществляется не по одному и тому же принцепу.

Дело было прекращено ввиду отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий. Если у Вас возникнет подобная ситуация помните, нельзя останавливаться в доказывании своей невиновности. Если Вы вдруг проиграли в суде первой инстанции, это не значит, что всё потерянно, судебная система и процессуальное право дают возможность обжаловать решения суда.