Защита прав потребителей — защити себя сам!

Защита прав потребителейЗащита прав потребителей наиболее востребованная правовая задача множества юридических компаний. Недобросовестность продавца или некачественная продукция приводит к необходимости обратиться к букве закона и потребовать принять меры, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Мы постараемся донести до читателей наиболее важные составляющие нормативно-правового акта, созданного для защиты потребителей и укажем на наиболее распространённые ошибки покупателей и на недостоверную информацию, предоставляемую Вам продавцами.

С чего начинается защита прав потребителей?

Любой конфликт всегда имеет свою подоплёку, в данном случае началом возникновения отношений между потребителем и продавцом регулируемых Законом «О защите прав потребителей» является приобретение какой-либо продукции для личных целей. Стоит уточнить, что определение понятия «потребитель» закреплено в вышеуказанном нормативном акте и не связывается с предпринимательской деятельностью, в связи с чем, приобретение товаров, услуг работ может осуществляться исключительно для личных целей.  

Как и в любой сфере правоотношений регулируемых законом и у продавца и потребителя есть права и есть обязанности. Продавец обязан доводить до сведения потребителя полную информация о товаре, устанавливать срок службы, годности, обеспечить ремонт товара, а также иные обязательства.  Потребитель в свою очередь вправе получить продукцию надлежащего качества и полную информацию о ней. Вот на данном этапе и начинается суть проблемы. Многие производители не доводят до сведения потребителя информацию о товаре, в нарушении статьи 10 Закона «О защите прав потребителей», что приводит к его порче, а так же потребителю сообщаются ложные сведения о возможности вернуть товар в любое время в течении определённого срока. Давайте разберём каждый из изложенных моментов.

Потребитель при покупке товара не надлежащего качества, то есть товар содержащий в себе недостатки, мешающие применению и извлечению полезных свойств и потребительской необходимости, вправе выбрать по своему усмотрению способы защиты своих прав, закреплённые в статье 18 Закона «О защите прав потребителей». Отметим, что возврат продукции возможен не в любых случаях, поскольку в отношении технически сложных товаров установлен жёсткий срок для возврата, замены товара и составляет пятнадцать дней со дня передачи товара потребителю. Если вы выявили недостатки по истечении пятнадцати дней указанные выше требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень товаров относящихся к технически сложным утверждён «Об утверждении перечня технически сложных товаров». Выявление недостатка в любом товаре даёт возможность потребителю обратиться к продавцу с целью вернуть товар или обменять, а так же написать претензию 

Защита прав потребителя требует действий

Составление претензии в отношении товара не надлежащего качества имеет очень важное значение, поскольку если потребитель не воспользуется до судебным порядком урегулирования спора, то при отказе продавца в устной форме обратиться в суд будет невозможно. К составлению претензии стоит отнестись с особым вниманием, Вы должны изложить суть проблемы наиболее подробно и передать претензию продавцу. Если передача происходит лично в руки, продавец должен проставить штамп о приёме претензии и подпись. Если отправление претензии осуществляется почтой, обязательно вложите в конверт опись, так как доказать, что именно Вы вложили в конверт, поможет именно форма описи. Подробнее о составлении претензии Вы можете узнать тут.

Обратите внимание, что защита прав потребителей производиться в отношении товаров, претензии на которые предоставляются в соответствии со статьёй 19 Законом «О защите прав потребителей».

Срок рассмотрения претензии составляет десять дней, за исключением ряда случаев при которых необходима экспертиза, проводимая продавцом продукции.  

В отношении некоторых товаров, а в частности обуви, продавец сообщает потребителю, что товар можно вернуть в течении 30 дней. Но ни один из продавцов не доводит до сведения самое важное. Возврату подлежат лишь та обувь, которая не использовалась по прямому назначению. Подобные правила действуют в отношении товара с не надлежащими потребительскими свойствами. Но даже если у Вас произошёл разрыв шва, что свидетельствует о явном производственном браке, то в случае применения обуви и ухудшения её внешнего вида доказать брак становиться сложнее. Помните об этих правилах для исключения не нужных конфликтов с продавцом.  

Итоги защиты прав потребителей

Продавец может и не возместить Вам стоимость товара или заменить его, подобная ситуация ведёт лишь к судебному разбирательству. В ходе процесса необходимо доказать не качественность продукции и вину продавца. Стоит отметить,  что если дело дошло до суда у потребителя есть возможность взыскать моральный вред с продавца, право на моральный вред закреплено в статье 15 Законом «О защите прав потребителей».

Надеемся наш короткий, но содержательный очерк поможет Вам защитить свои потребительские права. Соблюдение закона не является приоритетом для недобросовестных предпринимателей, в таких случаях Вы можете напомнить продавцу о его обязанностях. Поскольку защита прав потребителей может осуществляться и без судебных тяжб.